- Питтак
- Питтак, сын Гиррадия, из Митилены; отец его (по словам Дурида) был фракиец. Это он вместе с братьями Алкея низложил лесбосского тирана Меланхра. А когда афиняне воевали с митиленянами за Ахилеитиду, то Питтак начальствовал над митиленянами, а Фринон, олимпийский победитель-пятиборец, – над афинянами; Питтак вызвался с ним на поединок и, спрятавши под щитом своим сеть, набросил ее на Фринона, убил его и тем отстоял спорную землю. Однако и после этого (говорит Аполлодор) афиняне с митиленянами тягались за ту землю, а решал тяжбу Периандр, который и отдал ее афинянам.С тех пор Питтак пользовался у митиленян великим почетом, и ему была вручена власть. Он располагал ею десять лет; а наведя порядок в государстве, он сложил ее и жил после этого еще десять лет. Митиленяне дали ему надел земли, а он посвятил его богам; земля эта доселе называется Питтаковой. А Сосикрат говорит, что он отделил себе от нее лишь малую часть и сказал: "Половина – больше целого!"1-75 Не принял он денег от Креза, сказав, что у него и так вдвое больше, чем хотелось бы, – дело в том, что он был наследником брата, скончавшегося бездетным.Памфила во II книге "Записок" говорит, что сына его Тиррея убил топором один кузнец, когда тот был в Киме и сидел у цирюльника. Граждане Кимы отослали убийцу к Питтаку, но тот, узнав обо всем, отпустил его со словами: "Лучше простить, чем раскаяться". А Гераклит говорит, что это Алкея, попавшего к нему в руки, он отпустил со словами: "Лучше простить, чем мстить".Законы он положил такие: с пьяного за проступок – двойная пеня, чтобы не напивались пьяными оттого, что на острове много вина1-76. Он говорил: "Трудно быть хорошим"; это изречение упоминает и Симонид: Истинно добрым трудно стать – завет Питтака.Упоминает его слова и Платон в "Протагоре"1-77: "С неизбежностью и боги не спорят". И: "Человека выказывает власть". На вопрос, что лучше всего, он ответил: "Хорошо делать, что делаешь". На вопрос Креза, какая власть всего сильней, – "Та, что резана на дереве", то есть законы. Победы, говорил он, должны быть бескровными. Один фокеец сказал, что нужно отыскать дельного человека. "Если искать с пристрастием, то такого и не найти", – сказал Питтак.На вопрос, что благодатно, он ответил: "Время". Что скрыто? – "Будущее". Что надежно? – "Земля". Что ненадежно? – "Море". Он говорил: дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла. Задумав дело, не говори о нем: не удастся – засмеют. Неудачей не кори – бойся себе того же. Доверенное возвращай. Не злословь ни о друге, ни даже о враге. В благочестии упражняйся. Умеренность люби. Храни правду, верность, опытность, ловкость, товарищество, усердие.Из песен его самая знаменитая такая:С луком в руках и с полным стрелами колчаномПойдем на злого недруга:Нет у него на устах ни слова верного –Двойная мысль в душе его.Сочинил он и элегические стихи в 600 строк, и книгу прозою "О законах" для своих сограждан.Он был в своем расцвете в 42-ю олимпиаду; а умер он при архонте Аристомене, на 3-й год 52-й олимпиады1-78, прожив более семидесяти лет, в глубокой старости. На памятнике его написано:Как неутешная мать рыдает о сыне любимом,Плакал, Питтак, о тебе Лесбос, угодный богам1-79.Изречение его: "Знай всему пору".Был и другой законодатель, Питтак (как сообщают Фаворин в I книге "Записок" и Деметрий в "Соименниках"), по прозванию Малый.О мудреце рассказывают, будто один юноша спросил у него совета о женитьбе и получил такой ответ, который передает Каллимах в эпиграммах1-80:Из Атарнея пришел в Митилену неведомый странник.Сыну Гиррадия он задал Питтаку вопрос:"Старче премудрый, скажи: двух невест я держу на примете,Родом своим и добром первая выше меня,Вровень вторая со мной; которой отдать предпочтенье?С кем отпраздновать брак? Дай мне разумный совет".Поднял Питтак, отвечая, свой посох, оружие старца:"Видишь мальчишек вдали? Вняв им, узнай обо всем".Верно: мальчишки гурьбой на широком тройном перепутьеМетким ударом хлыстов гнали свои кубари."Следуй за ними!" – промолвил Питтак. И странник услышал:Мальчику мальчик сказал: "Не за свое не берись!"Слыша такие слова, оставил мечты о чрезмерномГость, в ребячьей игре остережению вняв;И как на ложе свое возвел он незнатную деву,Так и ты, мой Дион, не за свое не берись?1-81Сказал он это, видимо, по опыту, ибо сам имел жену знатнее себя – сестру Драконта, сына Пенфила, высокомерно презиравшую его.Алкей1-82 обзывал его "плосконогом", потому что он страдал плоскостопием и подволакивал ногу; "лапоногом", потому что на ногах у него были трещины, называемые "разлапинами"; "пыщом" – за его тщеславие; "пузаном" и "брюханом" – за его полноту; "темноедом", потому что он обходился без светильника; "распустехой", потому что он ходил распоясанный и грязный. Вместо гимнастики он молол хлеб на мельнице1-83, как сообщает философ Клеарх.И от него есть такое письмецо:Питтак – Крезу. "Ты зовешь меня в Лидию посмотреть на твое изобилие – но я, и не видя, верю, что сын Алиатта – многозлатнейший из царей. Ехать в Сарды мне корысти нет, ибо денег мне не надобно – на себя и на друзей у меня хватает. И все же я приеду – ради общества такого гостеприимца, как ты".
О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Издательство "Мысль", / 2-е изд., испр.. Диоген Лаэртский, Пер. М.Л.Гаспарова.. 1986.